ОЛЕГ ГАЗМАНОВ – «СДЕЛАН В СССР» - Рецензия на альбом
ОЛЕГ ГАЗМАНОВ – «СДЕЛАН В СССР» Grand Records. Релиз диска состоялся в декабре. Стоящие рядом слова «рецензии» и «Олег Газманов» выглядят дико, вы не находите? Подходить к творчеству г-на Газманова с позиций музыкальной критики – такой же абсурд, как оценка текстов Елены Воробей с литературной точки зрения. Ну не будет же никто рецензировать альбомы Кобзона – какой в этом смысл, если Иосиф Давидович сам себе жанр, не имеющий никакого отношения к тенденциям современной музыки. С некоторыми поправками, но примерно так же воспринимается и Газманов – он любим столичным мэром, он дает в Москве шоу на 23 февраля и на День города, он приходит на прямые линии с читателями любимой газеты мэра, под его песню «Господа офицеры» весь зал встает, а к музыке все это имеет такое далекое отношение, что не заслуживает даже упоминания. Молодежь с нормальным вкусом почему-то не выходит на демонстрации против Газманова, не заводит в его честь сообществ в ЖЖ и старается как можно скорее выключить телевизор, завидев там счастливое лицо Олега Михайловича. И все-таки альбом «Сделан в СССР» необходимо отрецензировать. Хотя бы потому, что «игнор» - не лучший, хоть и распространенный, метод борьбы с недостатками. Понятно, что любовь мэра стоит дорогого, а народное признание и того пуще, но пусть будет высказан и другой взгляд на музыку Олега Газманова. Потому что в отсутствие критических публикаций артист на глазах бронзовеет, начинает верить в свою исключительность, повторяться, принимать за свои новые песни чужие старые и т.п. – все это можно наблюдать на диске «Сделан в СССР». Начну с главного, и это отнюдь не высосанный из пальца «конфликт» между Олегом Газмановым и Юрием Шевчуком. Третий трек на альбоме называется «Каждый выбирает по себе…», и рядом с ним в буклете написано «муз. и сл. О.Газманова». Увы, «сл.» слишком известны, чтобы заподозрить О.Газманова в самостоятельном их сочинении. Тем более что написал их Юрий Левитанский, а пели разные барды, охочие до мировоззренческих размышлений. На очередную залихватскую мелодию Газманова еще хватило, но в тексте он ничего не изменил. Никаких комментариев по этому поводу Олег Михайлович не давал, хотя мог бы сохранить лицо, сообщив, например, о технической ошибке составителей буклета. Но его молчание наводит на догадку, что текст «Каждый выбирает по себе…» воспеватель офицеров и звенящих колоколов искренне считает собственным поэтическим озарением. Какой еще Левитанский? Кто такой Левитанский? Папа ваш Левитанский? Может быть, Левитанский собирает тысячные залы? Где я и где Левитанский? Если рассуждать в таком ключе, то великим нашим поп-звездам вовсе незачем думать о соблюдении авторских прав, а можно просто брать любое понравившееся произведение и считать его своим. Вот понравилась государству компания ЮКОС… Но это уже другая история. С песней «Новая заря», которую якобы запретила цензура, тоже получилось довольно интересно. Газманов считает, что клип не пропустили из-за содержащейся в тексте композиции политической критики. Праведный гнев исполнителя в этом случае очень напоминает какого-нибудь нашего министра или депутата, возбужденно бичующего имеющиеся недостатки, забыв при этом, что он сам и является их причиной. Заметим, что советская цензура запрещала не только «опасные» произведения, но и слабые с художественной точки зрения. Вот под этот критерий «Новая заря» вполне подходит. Строчками «высоко же президент, наш отец, но однажды наступает… эх, наступает новая заря» не следует гордиться – они неостроумны и антилитературны, а мелодия песни напоминает «Алую зарю» «Любэ». Кстати, и припев «Сделан в СССР», что бы ни говорили эксперты, у тех, кто эту песню слышал, не может не вызвать воспоминаний о шевчуковском «Рожденном в СССР». Остальные треки тоже по-своему хороши: «Чем измерить горы» напомнят вам о советской эстраде 60-х, «Помада» - «Москвичку» Олега Митяева, «Дорогие» - застольные песни, прочие вещи – более ранние, причем не самые удачные композиции Олега Газманова. Специальным бонусом к 60-летию Победы на диске идут несколько кавер-версий песен военных лет: благодаря специфическому вокалу исполнителя они понравятся только тем, кто без ума от его по-мальчишески задорного голоса. Чтобы вы не приняли этот текст за огульное охаивание, нужно сказать и об удачных треках альбома. Песня «Прощай», хоть и не очень нова, но напоминает о тех временах, когда Газманову, не успевшему еще превратиться в гордый памятник самому себе, удавались красивые мелодии. А композиция «Держи меня, соломинка» из репертуара Аллы Пугачевой записана совместно с группой Gonja и благодаря вливанию молодой крови оказалась вполне живой: получилась успешная акция против забронзовения. Жаль, что подобные процедуры Олег Михайлович принимает нечасто. Алексей Мажаев, InterMedia